"...
Цилинский не загордился, не заболел «звездной» болезнью. Наоборот, стал
строже относиться к выбору ролей. После того как он сыграл Николая
Кузнецова, предложения от кинорежиссеров посыпались как из рога
изобилия. Но, к сожалению, ему предлагались роли, похожие на те, что он
уже сыграл в кино. Рисковать режиссеры не хотели: раз такие герои
нравятся зрителям, значит, все хорошо, понравятся и эти. Цилинского же
роли, похожие друг на друга как две капли воды, не прельщали, хотелось
чего-то другого. Поэтому, когда режиссер Алоиз Бренч предложил ему
сыграть роль шофера Пурвитиса в детективном
фильме «24-25» не возвращается», актер согласился: она показалась ему
интересной.
Все мы, или почти все, любим читать детективные романы А. Конан-Дойля,
А. Кристи, Ж. Сименона, А. Адамова, Ю. Семенова и произведения других
советских и зарубежных писателей. Фабульная занимательность, атмосфера
тайны, поединок между сыщиком и преступником, неожиданная развязка в
финале — все эти непременные атрибуты детективного жанра доставляют
читателям удовольствие.
Не меньшей популярностью пользуются и детективные фильмы, в которых на
глазах у зрителей происходят загадочные и драматические события — кража
или убийство; и мужественный представитель правосудия на протяжении
полутора часов распутывает нити преступления. Чем привлекательны
детективы? Прежде всего тайной (кражи или убийства — это уже не столь
важно). Кто убил? Кто украл? Зрителя заинтриговывает именно это
обстоятельство. Тут уместно вспомнить одну остроумную и показательную
для данного разговора притчу.
В парижский кинотеатр приходит зритель, пожилой мужчина. Как известно,
на Западе билетер обязан проводить зрителя до места, поскольку сеансы
идут один за другим без перерыва и зрительный зал постоянно погружен во
тьму. Обычно посетители кинотеатров одаривают билетера за любезность
мелкой монетой. Билетер из притчи посадил мужчину в кресло, но тот был
скупым человеком и ничего ему не дал. Тогда рассерженный служитель
десятой музы шепнул на ухо мужчине: «Убийца — бухгалтер!» — и ушел.
Через пять минут покинул зал и мужчина: ему было неинтересно смотреть
детективный фильм — он уже знал разгадку тайны.
Нельзя сказать, что в фильме «24-25» не возвращается» отсутствует тайна
преступления. Она существует. Из экспериментальной рижской клиники
похищен ценный медицинский препарат «витофан», без которого невозможно
спасти от смерти многих больных. Как и положено в детективном фильме,
подозрения падают на разных людей, истинного преступника разоблачают
только в финале. Так что с буквой закона детектива — тайна должна
раскрыться только в конце — у авторов фильма нет расхождений. Несколько
хуже обстоит дело с художественной стороной фильма: она оставляет желать
лучшего. Образы главных героев схематичны: майор милиции Григаст (К.
Себрис) стар и мудр, всех видит насквозь, ворчлив, но добр; следователь
Мара (Ж. Болотова) — очаровательное существо, еще не очень опытна,
делает несколько ошибок в процессе расследования, но потом ей все
удается удивительно легко. И так далее и тому подобное.
Герой Цилинского — таксист Пурвитис — тоже, увы, не является
исключением. Авторы фильма наградили его самыми отрицательными чертами:
он убийца, подлец, циник и эгоист. Его словарный запас столь же скуден,
как и у известной Эллочки-Людоедки. И все же Цилинский согласился играть
столь однозначного персонажа: ему хотелось попробовать себя в ином
амплуа, хотелось сняться в детективном фильме.
Его Пурвитис даже чем-то симпатичен, он оказался наглядным воплощением
известного актерского термина «отрицательное обаяние». И хотя с первого
появления героя Цилинского на экране зрителю уже ясно, что этот
разбитной таксист — отрицательный персонаж, за его злодеяниями он следит
спокойно.
Многогранного характера, со всеми его сложными душевными порывами и
переживаниями, актеру создать не удалось. Да и не могло удаться,
поскольку драматургически образ Пурвитиса выписан примитивно: банальный
злодей, одна черная краска. Цилинскому удалось чуть оживить ходульный
образ, сделать его не таким картонным, каким он был в сценарии. И
только. Больше он ничего не мог сделать.
Актер Михаил Ульянов с горечью говорил о том, как зависима судьба
артиста от качества драматургии: «К сожалению, мы, актеры, люди
зависимые. И прежде всего мы зависим, конечно, от качества роли, от ее
литературной основы. Это фундамент нашей работы. Когда он шаткий,
неустойчивый, проваливаются самые талантливые актеры»'. Под этим
высказыванием могут подписаться многие актеры, в том числе и Цилинский.
Фильм «24-25» не возвращается» пользовался у зрителей успехом, да и
Цилинский, по их мнению, сыграл неплохо (вкусы зрителей — тема особого
разговора, и здесь мы не будем ее касаться). Так что о провале вроде бы
и нет повода говорить. И все же актер понял, что роль Пурвитиса была
совершенно необязательной в его биографии."
«24-25» не возвращается.
Пурвитис. Авторы сценария Г. Цирулис, А. ИммЪрманис, при участии М.
Блеймана. Режиссер А. Бренч, при участии Р. Горяева. Оператор Г.
Пилипсон. Композитор Р. Гринблат.
В ролях: Ж. Болотова, А. Белявский, Э. Павулс, К. Себрис, А.
Лиедскалныня, О. Крузерс, И. Кахиани, Э. Лиепиньш. Рижская киностудия.
|