"...
Только в 1964 году Цилинский
появился в павильоне Рижской киностудии. Кинорежиссер Александр Лей-анис
пригласил его сыграть роль подпольщика Плайса в детском приключенческом
фильме «Армия Трясогузки». Разумеется, Лейманис знал о неудачном
кинодебюте Цилинского. И все же рискнул, усомнился
«некинематографичности» молодого актера. Впрочем, тому времени Цилинский
был уже не тем робким и неопытным актером, который потерпел фиаско в
первом своем фильме. Актер много работал над собой, прежде всего он
занялся пластикой движения: до седьмого пота отрабатывал жесты, походку,
придумывал для себя сложные пластические этюды.
В результате подобных упражнений Цилинский освободился от скованности,
неумения владеть своим телом на сцене. Появились легкость, пластичность
движения, чувство уверенности.
Одновременно актер занялся отработкой техники речи. В институте, а
позднее в театре Цилинский изрядно намучился со своей манерой говорить.
В повседневной жизни он говорил с нормальными «житейскими» интонациями.
Но стоило ему оказаться на сцене, как в голосе возникали нотки наигрыша,
а иногда просто выспренности. Явная дисгармония — разговор на улице и
диалог на сцене — была очевидной для актера и сильно угнетала его. Он
долго бился над этой проблемой, весьма важной для каждого артиста, и в
конце концов решил ее. Играя на сцене, Цилинский постепенно добился
естественной, «разговорной» интонации. Выспренность и театральность
исчезли. Актер почувствовал уверенность в своих силах, поэтому с
благодарностью принял предложение А. Лейманиса сняться в «Армии
«Трясогузки».
Роль Платайса была выигрышной во всех отношениях. Это одна из главных
ролей в фильме. Кроме того, Платайс — подпольщик, действует в небольшом
сибирском городке под именем барона фон Рекке. Поэтому актеру предстояло
играть, по сути дела, две роли, точнее, роль в роли, а это всегда
интересно. Наконец, роль Платайса — героическая. Картина адресована
детям, а они, как известно, очень любят волевых и мужественных героев.
«Армия «Трясогузки» не просто фильм для детей, но еще и приключенческая
лента. Ее герои — Трясогузка, Мика и Цыган — отчаянно смелые мальчишки,
борющиеся на свой страх и риск с колчаковскими бандитами. Они-то и есть
«армия «Трясогузки». Несмотря на то, что армия малочисленна, она
доставляет колчаковцам много неприятностей. То ребята испортят
железнодорожный путь — и белогвардейский эшелон полетит под откос, то
сбросят в речку ружья с застрявшей на мосту колчаковской подводы, то
совершат еще какой-то отчаянно дерзкий акт. Не случайно колчаковская
контрразведка устраивает повальные обыски в городе, разыскивая
таинственных солдат «армии «Трясогузки».
Активные и неуловимые герои дети, острый, занимательный сюжет,
загадочный ореол вокруг Платайса (в финале картины выясняется, что он —
отец Мики) — все это способствовало популярности фильма «Армия
«Трясогузки» у детской аудитории. И в этом нет ничего удивительного.
Дети и подростки любят динамичные приключенческие фильмы. В
десять-шестнадцать лет человеку нужен пример для подражания, личность, с
кого бы можно было «делать жизнь», на кого равняться.
Однажды автор этой книги выступал перед юношеской аудиторией с лекцией о
приключенческом жанре в но. После ее окончания слушатели стали задавать
вопросы. Один из них стоит привести полностью. В записке, написанной
угловатым детским почерком, было написано: «Вопрос: почему исчезла с
экранов «Великолепная семерка»? Наше поколение ее совсем не застало, а
судя по отзывам старших, фильм хороший».
Такие записки автор получал часто, менялись 1звания фильмов, суть же их
оставалась неизменной — жажда приключенческой романтики. Подросткам
хочется видеть на экране смелых и мужественных героев, защитников
слабых, поборников справедливости, те годы подобных фильмов было все еще
мало. «Неуловимые мстители» и «Армия «Трясогузки» вышли на раны
одновременно, они развивали и продолжали лучшие традиции приключенческих
фильмов на материале гражданской войны. И прежде всего — незабываемых
«Красных дьяволят» режиссера И. Перестиани по сценарию П. Бляхина.
Поэтому картины Э. Кеосаяна и Лейманиса и пользовались таким большим
успехом у подростков.
Гунар Цилинский сделал немало для популярности фильма. Его Платайса
подростки запомнили. В нем не было внешней импульсивности, природная
прибалтийская сдержанность одерживала верх, но чувствовались в молодом
командире и незаурядный темперамент, и горячность, и азарт. Иногда эти
черты характера прорывались открыто, и тогда Платайс — Цилинский лихо
прыгал с вагона на вагон бешено мчащегося бронепоезда. Это было
эффектным и захватывающим зрелищем, но все же традиционной
характеристикой героя бойца. Гораздо интереснее наблюдать за Платайсом в
минуты раздумий, в беседах с колчаковскими офицерами, с товарищами по
подполью. Внешне он неизменен: интеллигентное, одухотворенное лицо с
мягкой русой бородкой, умные, проницательные глаза, плавные и вместе с
тем отточенные жесты. Крупных планов у актера в фильме не очень много,
не он самый главный герой картины, а дети. Но как выразительны глаза
актера: то в них тщательно скрытая насмешка (в беседе с полковником,
комендантом городка), то дружеское участие (в общениях с товарищами и
рабочими), то добрая усмешка (во взаимоотношениях с детьми). В финальных
кадрах фильма лицо Платайса — Цилинского освещает счастливая, открытая
улыбка: он встретил своего сына, Мику, и зрители почти физически
ощущают, как счастлив этот человек, какой он добрый и веселый.
В «Армии «Трясогузки» актер понравился и детям и взрослым. Он
реалистичен и убедителен в каждом кадре: никакого наигрыша, ни грана
манерности. На сей раз Цилинский в процессе съемок убедился, как
необходима киноактеру предельная естественность мимики, четкая
отточенность жестов: пристрастный глаз кинокамеры беспощадно фиксирует
любую, даже самую малую фальшь в игре, небрежность в общении с
партнером. Он сыграл Платайса в подлинно кинематографической манере:
свободно, легко, раскованно. Режиссер А. Лейманис остался доволен игрой
актера: он доказал, что Гунар Цилинский вполне кинематографичен. Через
четыре года он снял продолжение картины — «Армия «Трясогузки» снова в
бою» с теми же героями. Только в этой картине Платайс действовал под
именем купца Загурского во вражеском тылу. Но, как всякое продолжение,
эта работа режиссера и актера оказалась гораздо слабее прежней. Хотя
Платайс Загурский во втором фильме совершает больше героических
поступков, в его характере не появились новые черты, интересные
зрителям, он статичен. Прежнее обаяние, такая же доброта. И хотя вторая
часть дилогии пользовалась у юных зрителей таким же успехом, как и
первая, взрослым она была уже не столь интересна. Кстати, точно такая
история повторилась с продолжением «Неуловимых». Второй фильм — «Новые
приключения неуловимых» — был более слабым, надуманным. И уж откровенно
неудачным оказался третий фильм — «Корона российской империи». К чести
рижских кинематографистов следует отметить, что они третьего фильма об
«армии «Трясогузки» делать не стали, поняв, что тема иссякла.
После удачного выступления в первой части дилогии о Трясогузке
Цилинского стали часто приглашать сниматься в кино."
Армия «Трясогузки».
Платайс. Авторы сценария А. Власов, А. Млодик. Режиссер А. Лей-манис.
Оператор М. Рудзитис. Композитор К. Молчанов.
В ролях: Витя Холмогоров, Юрий Коржов, Айвар Галвиньш, И. Кузнецов, П.
Шпрингфельд, А. Алексеев, Г. Тонунц, У. Думпис, В. Плют. Рижская
киностудия. |