Гунар Цилинский
  Главная
 

Новости

  Статьи
  Творчество
 

Кинематограф

  Театр
 

Актер

 

Режиссер

  Фотоальбом
  Гостевая книга

Информационная поддержка

 
Армия "Трясогузки" 1964 год:

   "... Только в 1964 году Цилинский появился в павильоне Рижской киностудии. Кинорежиссер Александр Лей-анис пригласил его сыграть роль подпольщика Плайса в детском приключенческом фильме «Армия Трясогузки». Разумеется, Лейманис знал о неудачном кинодебюте Цилинского. И все же рискнул, усомнился «некинематографичности» молодого актера. Впрочем, тому времени Цилинский был уже не тем робким и неопытным актером, который потерпел фиаско в первом своем фильме. Актер много работал над собой, прежде всего он занялся пластикой движения: до седьмого пота отрабатывал жесты, походку, придумывал для себя сложные пластические этюды.
В результате подобных упражнений Цилинский освободился от скованности, неумения владеть своим телом на сцене. Появились легкость, пластичность движения, чувство уверенности.

Одновременно актер занялся отработкой техники речи. В институте, а позднее в театре Цилинский изрядно намучился со своей манерой говорить. В повседневной жизни он говорил с нормальными «житейскими» интонациями. Но стоило ему оказаться на сцене, как в голосе возникали нотки наигрыша, а иногда просто выспренности. Явная дисгармония — разговор на улице и диалог на сцене — была очевидной для актера и сильно угнетала его. Он долго бился над этой проблемой, весьма важной для каждого артиста, и в конце концов решил ее. Играя на сцене, Цилинский постепенно добился естественной, «разговорной» интонации. Выспренность и театральность исчезли. Актер почувствовал уверенность в своих силах, поэтому с благодарностью принял предложение А. Лейманиса сняться в «Армии «Трясогузки».
Роль Платайса была выигрышной во всех отношениях. Это одна из главных ролей в фильме. Кроме того, Платайс — подпольщик, действует в небольшом сибирском городке под именем барона фон Рекке. Поэтому актеру предстояло играть, по сути дела, две роли, точнее, роль в роли, а это всегда интересно. Наконец, роль Платайса — героическая. Картина адресована детям, а они, как известно, очень любят волевых и мужественных героев. «Армия «Трясогузки» не просто фильм для детей, но еще и приключенческая лента. Ее герои — Трясогузка, Мика и Цыган — отчаянно смелые мальчишки, борющиеся на свой страх и риск с колчаковскими бандитами. Они-то и есть «армия «Трясогузки». Несмотря на то, что армия малочисленна, она доставляет колчаковцам много неприятностей. То ребята испортят железнодорожный путь — и белогвардейский эшелон полетит под откос, то сбросят в речку ружья с застрявшей на мосту колчаковской подводы, то совершат еще какой-то отчаянно дерзкий акт. Не случайно колчаковская контрразведка устраивает повальные обыски в городе, разыскивая таинственных солдат «армии «Трясогузки».
Активные и неуловимые герои дети, острый, занимательный сюжет, загадочный ореол вокруг Платайса (в финале картины выясняется, что он — отец Мики) — все это способствовало популярности фильма «Армия «Трясогузки» у детской аудитории. И в этом нет ничего удивительного. Дети и подростки любят динамичные приключенческие фильмы. В десять-шестнадцать лет человеку нужен пример для подражания, личность, с кого бы можно было «делать жизнь», на кого равняться.
Однажды автор этой книги выступал перед юношеской аудиторией с лекцией о приключенческом жанре в но. После ее окончания слушатели стали задавать вопросы. Один из них стоит привести полностью. В записке, написанной угловатым детским почерком, было написано: «Вопрос: почему исчезла с экранов «Великолепная семерка»? Наше поколение ее совсем не застало, а судя по отзывам старших, фильм хороший».
Такие записки автор получал часто, менялись 1звания фильмов, суть же их оставалась неизменной — жажда приключенческой романтики. Подросткам хочется видеть на экране смелых и мужественных героев, защитников слабых, поборников справедливости, те годы подобных фильмов было все еще мало. «Неуловимые мстители» и «Армия «Трясогузки» вышли на раны одновременно, они развивали и продолжали лучшие традиции приключенческих фильмов на материале гражданской войны. И прежде всего — незабываемых «Красных дьяволят» режиссера И. Перестиани по сценарию П. Бляхина. Поэтому картины Э. Кеосаяна и Лейманиса и пользовались таким большим успехом у подростков.
Гунар Цилинский сделал немало для популярности фильма. Его Платайса подростки запомнили. В нем не было внешней импульсивности, природная прибалтийская сдержанность одерживала верх, но чувствовались в молодом командире и незаурядный темперамент, и горячность, и азарт. Иногда эти черты характера прорывались открыто, и тогда Платайс — Цилинский лихо прыгал с вагона на вагон бешено мчащегося бронепоезда. Это было эффектным и захватывающим зрелищем, но все же традиционной характеристикой героя бойца. Гораздо интереснее наблюдать за Платайсом в минуты раздумий, в беседах с колчаковскими офицерами, с товарищами по подполью. Внешне он неизменен: интеллигентное, одухотворенное лицо с мягкой русой бородкой, умные, проницательные глаза, плавные и вместе с тем отточенные жесты. Крупных планов у актера в фильме не очень много, не он самый главный герой картины, а дети. Но как выразительны глаза актера: то в них тщательно скрытая насмешка (в беседе с полковником, комендантом городка), то дружеское участие (в общениях с товарищами и рабочими), то добрая усмешка (во взаимоотношениях с детьми). В финальных кадрах фильма лицо Платайса — Цилинского освещает счастливая, открытая улыбка: он встретил своего сына, Мику, и зрители почти физически ощущают, как счастлив этот человек, какой он добрый и веселый.
В «Армии «Трясогузки» актер понравился и детям и взрослым. Он реалистичен и убедителен в каждом кадре: никакого наигрыша, ни грана манерности. На сей раз Цилинский в процессе съемок убедился, как необходима киноактеру предельная естественность мимики, четкая отточенность жестов: пристрастный глаз кинокамеры беспощадно фиксирует любую, даже самую малую фальшь в игре, небрежность в общении с партнером. Он сыграл Платайса в подлинно кинематографической манере: свободно, легко, раскованно. Режиссер А. Лейманис остался доволен игрой актера: он доказал, что Гунар Цилинский вполне кинематографичен. Через четыре года он снял продолжение картины — «Армия «Трясогузки» снова в бою» с теми же героями. Только в этой картине Платайс действовал под именем купца Загурского во вражеском тылу. Но, как всякое продолжение, эта работа режиссера и актера оказалась гораздо слабее прежней. Хотя Платайс Загурский во втором фильме совершает больше героических поступков, в его характере не появились новые черты, интересные зрителям, он статичен. Прежнее обаяние, такая же доброта. И хотя вторая часть дилогии пользовалась у юных зрителей таким же успехом, как и первая, взрослым она была уже не столь интересна. Кстати, точно такая история повторилась с продолжением «Неуловимых». Второй фильм — «Новые приключения неуловимых» — был более слабым, надуманным. И уж откровенно неудачным оказался третий фильм — «Корона российской империи». К чести рижских кинематографистов следует отметить, что они третьего фильма об «армии «Трясогузки» делать не стали, поняв, что тема иссякла.
После удачного выступления в первой части дилогии о Трясогузке Цилинского стали часто приглашать сниматься в кино."
 

Армия «Трясогузки».
Платайс. Авторы сценария А. Власов, А. Млодик. Режиссер А. Лей-манис. Оператор М. Рудзитис. Композитор К. Молчанов.
В ролях: Витя Холмогоров, Юрий Коржов, Айвар Галвиньш, И. Кузнецов, П. Шпрингфельд, А. Алексеев, Г. Тонунц, У. Думпис, В. Плют. Рижская киностудия.

 
 
   
Сайт создан в системе uCoz