"...
Сразу же оговорюсь: Имант — не
лучшая роль Цилинского, но она представляет интерес прежде всего потому,
что была антиподом прежних ролей актера в кино. Преодоление «голубизны»
началось не с этой роли. Однако без роли Иманта такого преодоления бы не
произошло. Л. Лейманис, опытный режиссер, первый понял, что творческий
диапазон молодого актера гораздо шире, чем считали некоторые режиссеры и
сам Цилинский.
«Капитан Нуль» — тоже экранизация. Популярный латышский писатель Эгон
Лив в начале 60-х годов написал одноименную повесть. В ней
рассказывалось о жизни и работе современных латышских рыбаков, о их
заботах и радостях. Л. Лейманиса эта повесть привлекла духом времени,
остротой исследуемого конфликта.
Молодой моряк с почти анекдотичной фамилией Нуль назначен капитаном на
рыболовный сейнер. И с первой же минуты своего появления на корабле
вступает в конфликт с командой: рыбаки пьянствуют в кубрике. Впрочем,
людей, собравшихся на этом судне, командой назвать нельзя. Многие из них
никогда не выходили в море, никогда не рыбачили, некоторые вообще без
определенной профессии. Настоящих специалистов на сейнере раз, два — и
обчелся. Первый среди них — механик Имант, настоящий мастер своего дела,
но крайне эгоистичный и жестокий человек. Нулю (его отлично играет
Эдуард Павулс) приходится нелегко: за исключением нескольких человек,
команда относится к нему враждебно. Рыбаки зло шутят над капитаном, ему
приходится не только учить их ловить рыбу, но и перевоспитывать. А это
трудное занятие. Каждый из них — человек не простой, со сложившимися
привычками, вкусами, с устоявшимся мировоззрением. Нуль понимает, что в
сложившейся ситуации нельзя рубить сплеча, нужны терпение и
осторожность. Но не всегда молодому капитану удается сохранять выдержку,
особенно в отношениях с Имантом.
Механик еще молод, но он уже внутренне опустошенный и циничный человек.
Откуда в нем эти черты, мы не знаем, и авторы фильма никаких разъяснений
на этот счет не дают. Цилинскому было трудно играть эту роль: уж слишком
она была непохожей на прежние, героико-романтического плана. В сценарии
образ Иманта трактуется несколько «в лоб»: отрицательный герой с
надеждой на исправление. В финале картины так и происходит: между
капитаном Нулем и командой сейнера устанавливаются товарищеские
отношения, а Имант — один из тех, кто просит Нуля остаться на их судне,
не переходить на другой сейнер. Налицо нравственное перерождение всей
команды в целом и Иманта в частности. Процесс такого перерождения
команды происходит на наших глазах. Но когда, в какой именно момент
Имант стал другим, мы не заметили: миг этот остался за кадром.
Цилинский хорошо сыграл Иманта — эгоиста и циника. Запоминается эпизод
его схватки с Нулем, схватки в буквальном смысле слова. Имант и капитан,
надев боксерские перчатки, вступают в поединок. У Иманта возбужденно
горят глаза, он яростно атакует, вкладывая в удары всю свою неприязнь к
Нулю. Капитан раздражает механика своим спокойствием, порядочностью,
демократизмом в общении с людьми. Поэтому на лице Цилинского — Иманта во
время схватки с Нулем и появляется такое озлобление. Стремясь унизить
капитана в глазах команды, Имант прибегает к откровенно подлому приему.
Воспользовавшись тем, что Нуля кто-то окликает и он на мгновение
открывает лицо, Имант со всей силой бьет капитана в подбородок. И когда
Нуль падает, в глазах Цилинского — Иманта проскальзывает злорадство:
враг повержен, пусть даже и бесчестным приемом. Вся суть характера героя
проявляется в этом эпизоде, и актерски это отлично сыграно.
Но когда смотришь на героя Цилинского в финальных кадрах фильма, то
испытываешь чувство неловкости. Слишком уж приторен Имант- паинька,
слишком много голубой краски истратили на ершистого механика авторы
фильма и сам актер... Так и хочется произнести знаменитую фразу
Станиславского: «Не верю!»
Роль Иманта не стала знаменательным событием в творческой биографии
Гунара Цилинского. Но она была ее необходимым эвеном. Без этой полуудачи
не было бы таких бесспорных удач, как роли Роберта в фильме «За
поворотом — поворот», Биркенбаума в картине «В тени смерти», Нагайниса в
«Афере Цеплиса». То обстоятельство, что Л. Лейманис впервые пригласил
Цилинского на роль иного амплуа, было первым шагом к открытию
многогранности дарования актера."
Капитан Нуль. Имант. Авторы сценария Э.
Лив, Л. Лейманис (по одноименной повести Э. Лива). Режиссер Л. Лейманис.
Оператор М. Звирбулис. Композитор И. Калнынь. В ролях: Э. Павулс, Р.
Крейцум, А. Кантане, В. Зандберг, X. Зоммер, А. Димитер, К. Себрис, А.
Видениек, А. Калпак, Э. Муцениек, Э. Валтер, Э. Бесерис, Л. Шмит, Э.
Чаксте, Б. Руж, Г. Плацен, А. Яунвалка. Рижская киностудия. |