Гунар Цилинский
  Главная
 

Новости

  Статьи
  Творчество
 

Кинематограф

  Театр
 

Актер

 

Режиссер

  Фотоальбом
  Гостевая книга

Информационная поддержка

 
"Капитан Нуль" 1965 год:

   "... Сразу же оговорюсь: Имант — не лучшая роль Цилинского, но она представляет интерес прежде всего потому, что была антиподом прежних ролей актера в кино. Преодоление «голубизны» началось не с этой роли. Однако без роли Иманта такого преодоления бы не произошло. Л. Лейманис, опытный режиссер, первый понял, что творческий диапазон молодого актера гораздо шире, чем считали некоторые режиссеры и сам Цилинский.
«Капитан Нуль» — тоже экранизация. Популярный латышский писатель Эгон Лив в начале 60-х годов написал одноименную повесть. В ней рассказывалось о жизни и работе современных латышских рыбаков, о их заботах и радостях. Л. Лейманиса эта повесть привлекла духом времени, остротой исследуемого конфликта.
Молодой моряк с почти анекдотичной фамилией Нуль назначен капитаном на рыболовный сейнер. И с первой же минуты своего появления на корабле вступает в конфликт с командой: рыбаки пьянствуют в кубрике. Впрочем, людей, собравшихся на этом судне, командой назвать нельзя. Многие из них никогда не выходили в море, никогда не рыбачили, некоторые вообще без определенной профессии. Настоящих специалистов на сейнере раз, два — и обчелся. Первый среди них — механик Имант, настоящий мастер своего дела, но крайне эгоистичный и жестокий человек. Нулю (его отлично играет Эдуард Павулс) приходится нелегко: за исключением нескольких человек, команда относится к нему враждебно. Рыбаки зло шутят над капитаном, ему приходится не только учить их ловить рыбу, но и перевоспитывать. А это трудное занятие. Каждый из них — человек не простой, со сложившимися привычками, вкусами, с устоявшимся мировоззрением. Нуль понимает, что в сложившейся ситуации нельзя рубить сплеча, нужны терпение и осторожность. Но не всегда молодому капитану удается сохранять выдержку, особенно в отношениях с Имантом.
Механик еще молод, но он уже внутренне опустошенный и циничный человек. Откуда в нем эти черты, мы не знаем, и авторы фильма никаких разъяснений на этот счет не дают. Цилинскому было трудно играть эту роль: уж слишком она была непохожей на прежние, героико-романтического плана. В сценарии образ Иманта трактуется несколько «в лоб»: отрицательный герой с надеждой на исправление. В финале картины так и происходит: между капитаном Нулем и командой сейнера устанавливаются товарищеские отношения, а Имант — один из тех, кто просит Нуля остаться на их судне, не переходить на другой сейнер. Налицо нравственное перерождение всей команды в целом и Иманта в частности. Процесс такого перерождения команды происходит на наших глазах. Но когда, в какой именно момент Имант стал другим, мы не заметили: миг этот остался за кадром.
Цилинский хорошо сыграл Иманта — эгоиста и циника. Запоминается эпизод его схватки с Нулем, схватки в буквальном смысле слова. Имант и капитан, надев боксерские перчатки, вступают в поединок. У Иманта возбужденно горят глаза, он яростно атакует, вкладывая в удары всю свою неприязнь к Нулю. Капитан раздражает механика своим спокойствием, порядочностью, демократизмом в общении с людьми. Поэтому на лице Цилинского — Иманта во время схватки с Нулем и появляется такое озлобление. Стремясь унизить капитана в глазах команды, Имант прибегает к откровенно подлому приему.
Воспользовавшись тем, что Нуля кто-то окликает и он на мгновение открывает лицо, Имант со всей силой бьет капитана в подбородок. И когда Нуль падает, в глазах Цилинского — Иманта проскальзывает злорадство: враг повержен, пусть даже и бесчестным приемом. Вся суть характера героя проявляется в этом эпизоде, и актерски это отлично сыграно.
Но когда смотришь на героя Цилинского в финальных кадрах фильма, то испытываешь чувство неловкости. Слишком уж приторен Имант- паинька, слишком много голубой краски истратили на ершистого механика авторы фильма и сам актер... Так и хочется произнести знаменитую фразу Станиславского: «Не верю!»
Роль Иманта не стала знаменательным событием в творческой биографии Гунара Цилинского. Но она была ее необходимым эвеном. Без этой полуудачи не было бы таких бесспорных удач, как роли Роберта в фильме «За поворотом — поворот», Биркенбаума в картине «В тени смерти», Нагайниса в «Афере Цеплиса». То обстоятельство, что Л. Лейманис впервые пригласил Цилинского на роль иного амплуа, было первым шагом к открытию многогранности дарования актера."
 

Капитан Нуль. Имант. Авторы сценария Э. Лив, Л. Лейманис (по одноименной повести Э. Лива). Режиссер Л. Лейманис. Оператор М. Звирбулис. Композитор И. Калнынь. В ролях: Э. Павулс, Р. Крейцум, А. Кантане, В. Зандберг, X. Зоммер, А. Димитер, К. Себрис, А. Видениек, А. Калпак, Э. Муцениек, Э. Валтер, Э. Бесерис, Л. Шмит, Э. Чаксте, Б. Руж, Г. Плацен, А. Яунвалка. Рижская киностудия.

 
 
   
Сайт создан в системе uCoz