Гунар Цилинский
  Главная
 

Новости

  Статьи
  Творчество
 

Кинематограф

  Театр
 

Актер

 

Режиссер

  Фотоальбом
  Гостевая книга

Информационная поддержка

 
"Чужая в поселке" 1957 год:

   "... И долгожданный звонок раздался. Режиссер Ада Неретниеце пригласила Цилинского на кинопробу. Его прочили на роль штурмана Яниса, главную мужскую роль в фильме «Чужая в поселке». Проба была признана удачной, начались съемки.
«Чужая в поселке» — экранизация повести Я. Гранта «На ветру». Повесть написана в 1949 году. Тогда только еще зарождались первые рыболовецкие артели в Латвии, и повесть Я. Гранта была написана, как говорится, по горячим следам. «На ветру» — повесть о рыбаках, о их нелегком труде. Писатель очень точно отразил всю сложность переустройства жизненного уклада небольшого рыбацкого поселка, в котором жители знают друг друга с детских лет. Нетрудно издать приказ об организации рыболовецких
артелей. Гораздо труднее убедить рыбаков в необходимости объединиться в такую артель. Рыбаки — народ мужественный и суровый, постоянное общение с морем наложило на них неизгладимый отпечаток. Они рассудительны, немногословны, верят не словам, а делам. В повести характеры рыбаков обрисованы четко и достоверно, решение объединиться в артель дается им трудно, после долгих раздумий и споров. И когда наконец такое решение они принимают, веришь, что оно непоколебимо. Главное достоинство повести «На ветру» — в убедительности и достоверности описываемых событий, в точном воспроизведении духа времени.
Когда режиссер Ада Неретниеце в 1957 году начала работу над фильмом, события, описанные в повести, были уже вчерашним днем. Рыболовецкие артели давно стали повседневной реальностью, тема утратила свою актуальность. Авторам сценария В. Саулескалну и Я. Гранту пришлось подгонять устаревшие коллизии под требования нового времени. Естественно, ничего путного из этого не получилось. Сценарий оказался композиционно рыхлым, чересполосным и схематичным. В фильме несколько иной конфликт, чем в повести. Директор рыбозавода Эльза Стагаре, молодая и красивая женщина, не может найти общий язык ни с руководителями колхозной рыболовецкой артели, ни с родителями своего мужа Яниса Стагаре, штурмана дальнего плавания. Ее считают чужой в поселке.
Эльза — горожанка, замуж за Яниса вышла совершенно неожиданно для его родителей, им это не нравится. Здесь — основной конфликт фильма «Чужая в поселке».
Эльза хочет, чтобы рыбаки ловили больше рыбы, завод не должен простаивать, а потому им нужно уходить далеко в море. Рыбаки же предпочитают рыбачить у побережья: так спокойнее. Возникает вторая конфликтная ситуация: между молодым директором и несговорчивыми рыбаками.
И, наконец, третий конфликт — между Эльзой и Янисом. Штурмана гложет ревность. Он уверен, что жена оказывает явные знаки внимания другу ее детства Юрису. Эльза справедливо обижается: она любит только мужа. Кроме того, женщина считает, что Янис должен остаться в родном колхозе и возглавить небольшую колхозную флотилию, а он этого делать не хочет.
Вот те три «кита», на которых зиждется драматургия фильма «Чужая в поселке». Ее надуманность, заданность и схематизм очевидны, просматриваются, как говорится, невооруженным взглядом. В финале картины все три конфликта завершаются весьма благополучно. '
Родители Яниса убеждаются, что Эльза — прекрасная пара для их сына: деловая, любящая, заботливая. Рыбаки ловят рыбу в открытом море. Между Эльзой и Янисом воцаряется мир: ни ревности, ни взаимных упреков. Янис во время шторма спасает от гибели двух рыбаков и остается работать в родном колхозе. Никаких нерешенных проблем, никакого гордиева узла. Мир и гармония.
Играть в подобном фильме трудно, поскольку играть нечего: ни характеров, ни остроты проблем нет и в помине. Есть только символы, знаки, абрисы. Несмотря на то, что в фильме снимались талантливые актеры— Я. Осис (отец Яниса), В. Артмане (Эльза), К. Себрис (председатель артели),— им не удалось преодолеть изначального схематизма образов своих героев. Между тем у каждого из них был опыт работы в кино, каждый обладает отличной актерской техникой.
У Гунара Цилинского тогда ни того, ни другого не было. Специфика игры перед камерой была ему незнакома, а драматургия роли Яниса Стагаре оставляла желать лучшего. Образ статичен: к концу фильма мы о нем знаем так же мало, как и в начале. Ни один из его поступков в фильме не мотивирован. Почему Янис скрыл от родителей, что женат? Почему так упорно хочет вернуться в город, а потом вдруг легко соглашается остаться в колхозе? В течение полутора часов на экране присутствует высокий красивый парень, вроде бы добрый и хороший человек, но в то же время какой-то безликий. Нет в нем человеческого тепла, нет и души. Он — функция, не больше. Поверхностная, ходульная драматургия роли сыграла коварную шутку с начинающим актером. Стремясь придать образу Яниса хоть какую-нибудь живость и значительность, «утеплить» его, Цилинский попытался сыграть своего героя в романтическом ключе. Но ничего путного из этого не получилось. Актеру не хватило легкости, непринужденности. Его герой оказался выспренним и резонерствующим. Скованность в поведении перед камерой, откровенно театральная манера игры — все это свидетельствовало о том, что роль у Цилинского не получилась. Первый блин вышел комом.

Анализируя неудачный кинодебют Гунара Цилинского, приходишь к выводу, что он был закономерен. Актер не обладал опытом работы в кино, считал, что перед камерой можно играть так же, как и на сцене. Это было ошибочное мнение, и экран безжалостно опроверг его, доказал, что в кино надо играть тоньше, филигранее. В своей ошибке Цилинский убедился быстро и сделал соответствующие выводы. Иное дело кинорежиссеры. Они верных выводов не сделали, не захотели понять, в чем состояла их ошибка. Она же заключалась в том, что, по их мнению, романтическая внешность Цилинского якобы в состоянии заменить по-настоящему хорошую драматургию роли. Ход подобных рассуждений прост: симпатичный актер одной «фактурой» вытянет роль. Не вытянула в данном случае, да и никогда не может вытянуть.
После выхода фильма «Чужая в поселке» Цилинского зачислили в разряд «некинематографичных» актеров. Почему так решили — непонятно, только Гунара сниматься больше не приглашали и новых ролей не предлагали. Так продолжалось... шесть лет. Правда, в 1961ду он сыграл небольшую роль немца Буша в фильме Одесской киностудии «Сильнее урагана». Однако и на эту роль Цилинский был приглашен, увы, по типажному принципу: режиссеру понадобился актер с типичной западной» внешностью. О создании сколько-нибудь начительного образа и разговора не было. Актер сыграл эту роль и тут же забыл о ней, решив, что кинема-граф не для него." 

Чужая в поселке.
Янис. Авторы сценария В. Саулескалну, Я. Грант. Режиссер А. Неретниеце. Оператор 3. Витол. Композитор Н. Золотонос.
В ролях: В. Артмане, Я. Осис, Б. Озолиня, А. Салдум, И. Гироле, А. Яунушан, Э. Вальтер, К. Себрис, X. Лиепинын, Т. Аболинь, Г. Мисинь, А. Орловская, Э. Ферда, Р. Крейцум, А. Цепуритис, В. Крузе, А. Лиедскалныня, И. Хинцберг, У. Пуцитис. Рижская киностудия.

 
 
   
Сайт создан в системе uCoz