"... И долгожданный
звонок раздался. Режиссер Ада Неретниеце пригласила Цилинского на
кинопробу. Его прочили на роль штурмана Яниса, главную мужскую роль в
фильме «Чужая в
поселке». Проба была признана удачной, начались съемки.
«Чужая в поселке» — экранизация повести Я. Гранта «На ветру». Повесть
написана в 1949 году. Тогда только еще зарождались первые рыболовецкие
артели в Латвии, и повесть Я. Гранта была написана, как говорится, по
горячим следам. «На ветру» — повесть о рыбаках, о их нелегком труде.
Писатель очень точно отразил всю сложность переустройства жизненного
уклада небольшого рыбацкого поселка, в котором жители знают друг друга с
детских лет. Нетрудно издать приказ об организации рыболовецких
артелей. Гораздо труднее убедить рыбаков в необходимости объединиться в
такую артель. Рыбаки — народ мужественный и суровый, постоянное общение
с морем наложило на них неизгладимый отпечаток. Они рассудительны,
немногословны, верят не словам, а делам. В повести характеры рыбаков
обрисованы четко и достоверно, решение объединиться в артель дается им
трудно, после долгих раздумий и споров. И когда наконец такое решение
они принимают, веришь, что оно непоколебимо. Главное достоинство повести
«На ветру» — в убедительности и достоверности описываемых событий, в
точном воспроизведении духа времени.
Когда режиссер Ада Неретниеце в 1957 году начала работу над фильмом,
события, описанные в повести, были уже вчерашним днем. Рыболовецкие
артели давно стали повседневной реальностью, тема утратила свою
актуальность. Авторам сценария В. Саулескалну и Я. Гранту пришлось
подгонять устаревшие коллизии под требования нового времени.
Естественно, ничего путного из этого не получилось. Сценарий оказался
композиционно рыхлым, чересполосным и схематичным. В фильме несколько
иной конфликт, чем в повести. Директор рыбозавода Эльза Стагаре, молодая
и красивая женщина, не может найти общий язык ни с руководителями
колхозной рыболовецкой артели, ни с родителями своего мужа Яниса
Стагаре, штурмана дальнего плавания. Ее считают чужой в поселке.
Эльза — горожанка, замуж за Яниса вышла совершенно неожиданно для его
родителей, им это не нравится. Здесь — основной конфликт фильма «Чужая в
поселке».
Эльза хочет, чтобы рыбаки ловили больше рыбы, завод не должен
простаивать, а потому им нужно уходить далеко в море. Рыбаки же
предпочитают рыбачить у побережья: так спокойнее. Возникает вторая
конфликтная ситуация: между молодым директором и несговорчивыми
рыбаками.
И, наконец, третий конфликт — между Эльзой и Янисом. Штурмана гложет
ревность. Он уверен, что жена оказывает явные знаки внимания другу ее
детства Юрису. Эльза справедливо обижается: она любит только мужа. Кроме
того, женщина считает, что Янис должен остаться в родном колхозе и
возглавить небольшую колхозную флотилию, а он этого делать не хочет.
Вот те три «кита», на которых зиждется драматургия фильма «Чужая в
поселке». Ее надуманность, заданность и схематизм очевидны,
просматриваются, как говорится, невооруженным взглядом. В финале картины
все три конфликта завершаются весьма благополучно. '
Родители Яниса убеждаются, что Эльза — прекрасная пара для их сына:
деловая, любящая, заботливая. Рыбаки ловят рыбу в открытом море. Между
Эльзой и Янисом воцаряется мир: ни ревности, ни взаимных упреков. Янис
во время шторма спасает от гибели двух рыбаков и остается работать в
родном колхозе. Никаких нерешенных проблем, никакого гордиева узла. Мир
и гармония.
Играть в подобном фильме трудно, поскольку играть нечего: ни характеров,
ни остроты проблем нет и в помине. Есть только символы, знаки, абрисы.
Несмотря на то, что в фильме снимались талантливые актеры— Я. Осис (отец
Яниса), В. Артмане (Эльза), К. Себрис (председатель артели),— им не
удалось преодолеть изначального схематизма образов своих героев. Между
тем у каждого из них был опыт работы в кино, каждый обладает отличной
актерской техникой.
У Гунара Цилинского тогда ни того, ни другого не было. Специфика игры
перед камерой была ему незнакома, а драматургия роли Яниса Стагаре
оставляла желать лучшего. Образ статичен: к концу фильма мы о нем знаем
так же мало, как и в начале. Ни один из его поступков в фильме не
мотивирован. Почему Янис скрыл от родителей, что женат? Почему так
упорно хочет вернуться в город, а потом вдруг легко соглашается остаться
в колхозе? В течение полутора часов на экране присутствует высокий
красивый парень, вроде бы добрый и хороший человек, но в то же время
какой-то безликий. Нет в нем человеческого тепла, нет и души. Он —
функция, не больше. Поверхностная, ходульная драматургия роли сыграла
коварную шутку с начинающим актером. Стремясь придать образу Яниса хоть
какую-нибудь живость и значительность, «утеплить» его, Цилинский
попытался сыграть своего героя в романтическом ключе. Но ничего путного
из этого не получилось. Актеру не хватило легкости, непринужденности.
Его герой оказался выспренним и резонерствующим. Скованность в поведении
перед камерой, откровенно театральная манера игры — все это
свидетельствовало о том, что роль у Цилинского не получилась. Первый
блин вышел комом.
Анализируя неудачный кинодебют Гунара Цилинского, приходишь к выводу,
что он был закономерен. Актер не обладал опытом работы в кино, считал,
что перед камерой можно играть так же, как и на сцене. Это было
ошибочное мнение, и экран безжалостно опроверг его, доказал, что в кино
надо играть тоньше, филигранее. В своей ошибке Цилинский убедился быстро
и сделал соответствующие выводы. Иное дело кинорежиссеры. Они верных
выводов не сделали, не захотели понять, в чем состояла их ошибка. Она же
заключалась в том, что, по их мнению, романтическая внешность Цилинского
якобы в состоянии заменить по-настоящему хорошую драматургию роли. Ход
подобных рассуждений прост: симпатичный актер одной «фактурой» вытянет
роль. Не вытянула в данном случае, да и никогда не может вытянуть.
После выхода фильма «Чужая в поселке» Цилинского зачислили в разряд
«некинематографичных» актеров. Почему так решили — непонятно, только
Гунара сниматься больше не приглашали и новых ролей не предлагали. Так
продолжалось... шесть лет. Правда, в 1961ду он сыграл небольшую роль
немца Буша в фильме Одесской киностудии «Сильнее урагана». Однако и на
эту роль Цилинский был приглашен, увы, по типажному принципу: режиссеру
понадобился актер с типичной западной» внешностью. О создании
сколько-нибудь начительного образа и разговора не было. Актер сыграл эту
роль и тут же забыл о ней, решив, что кинема-граф не для него."
Чужая в поселке.
Янис. Авторы сценария В. Саулескалну, Я. Грант. Режиссер А. Неретниеце.
Оператор 3. Витол. Композитор Н. Золотонос.
В ролях: В. Артмане, Я. Осис, Б. Озолиня, А. Салдум, И. Гироле, А.
Яунушан, Э. Вальтер, К. Себрис, X. Лиепинын, Т. Аболинь, Г. Мисинь, А.
Орловская, Э. Ферда, Р. Крейцум, А. Цепуритис, В. Крузе, А. Лиедскалныня,
И. Хинцберг, У. Пуцитис. Рижская киностудия. |