"...
Фильм «Времена землемеров»
снискал популярность не только в Латвии, но и далеко за ее пределами.
Каспар Цилинского занял подобающее место среди киногероев, любимых
зрителями.
Успех Цилинского был закономерным: актер к этому времени стал настоящим
мастером своего дела. Замечательный советский актер и педагог Борис
Захава, многие годы возглавлявший одно из лучших театральных учебных
заведений страны — Театральное училище имени Щукина,— в свое время
справедливо заметил: «Актер как творец — вот настоящий материал для
режиссера». В этом суждении нет ничего обидного для актера в слове
«материал», если он —подлинный творец роли. Гунар Цилинский стал таким
актером-творцом.
В этом убеждаешься еще раз, когда знакомишься с работой актера в фильме
режиссера О. Дункерса «За поворотом — поворот» (второе название картины
—«Дорожные знаки»). Роль Роберта —одна из лучших ролей Цилинского в
фильмах 60-х годов. Актер буквально «купается» в роли, настолько она
своеобразна. Сценарист А. Дрипе создал весьма интересный образ, далекий
от драматургических схем.
Беда нашей кинодраматургии — в определенной штампованности сюжетных схем
и образов героев. (Цилинский на собственном горьком опыте убедился в
этой, отнюдь не новой ситуации.) Кинодраматурги слишком робко выходят за
рамки традиционных сюжетов, а образы героев фильмов большей частью, увы,
не поднимаются выше однозначной оценки — «хороший» или «плохой»,
«положительный» или «отрицательный». Словно нет на творческой палитре
сценаристов полутонов, нюансов, переходов, словно нельзя обойтись без
серых, казенных ярлыков «хорошо» или «плохо».
Образ Роберта Робиса — полная противоположность таким расхожим схемам.
Поначалу герой Цилинского озадачивает тех, кто привык к делению только
на белый и черный цвета. Он не влезает в тесные рамки одного амплуа,
потому что Роберт — яркая и запоминающаяся личность. Однако прежде чем
вести разговор об этой роли Цилинского, следует отметить одно любопытное
обстоятельство.
Дело в том, что когда режиссер О. Дункерс предложил актеру сыграть
Роберта, тот наотрез отказался, считая, что роль не его, что нужен
другой актер. И сколько ни уговаривал Дункерс Цилинского, тот стоял на
своем: «Играть не буду!» Даже удачная проба не смогла поколебать
решимости актера. Нетрудно его понять: он боялся повторения истории с
ролями Иманта («Капитан Нуль») и Пурвитиса («24-25» не возвращается»).
Тогда кинопробы были тоже хорошими, а полностью роли не получились. Надо
отдать должное Ольгерту Дункерсу: он был настойчив и последователен. В
конце концов Цилинский сильно разозлился на... своего героя и согласился
сниматься в фильме. Сегодня нельзя даже представить, что Роберта мог бы
сыграть другой актер, настолько органично Цилинский вписывается в фильм.
Сюжет фильма «За поворотом — поворот» несложен. Студент Гирт Платум (Р.
Грабовский) приезжает на летние каникулы к своему дяде Роберту, который
работает в колхозе шофером. Гирту нужно пройти практику по автомеханике,
и он считает, что лучше это сде¬лать в колхозных автомастерских. К тому
же ему очень нравится дядя — веселый, общительный, щедрый, великолепный
шофер, настоящий ас своего дела. Действительно, Роберт — балагур и
весельчак, душа общества. И работает и веселится с размахом — знай
наших! Двадцатилетнему Гирту он кажется воплощением добродетели. Поэтому
он послушно следует за дядей, смотрит на него влюбленными глазами и не
перестает им восторгаться. Добрый и чуткий парень, Гирт тянется к
Роберту, тот стал его кумиром. Еще больше племянник полюбил дядю после
ночной рыбалки, на которую они поехали вдвоем. Сидя у костра, Роберт с
грустью говорит Гирту: «У меня нет сына!» И племянник, почувствовав
скрытую боль в этих словах, по-мальчишески неловко треплет дядю по
плечу, ободряет.
Правда, дядя довольно часто совершает «левые» рейсы на колхозной машине
и однажды, в сильном подпитии, излагает племяннику свое жизненное кредо:
«Дай людям жить — благодарны будут». Это смущает Гирта, заставляет
задуматься, хотя он и в мыслях не держит, что Роберт — стяжатель. Парня
можно понять: людям, которые нам дороги, мы многое прощаем и судим их не
очень строго. Наверное, потому что они нам близки.
Истинную цену дяде, всем его широким жестам и житейским сентенциям Гирт
узнает в финале фильма. После очередного «левого» рейса дядя и племянник
устраивают веселую пирушку и изрядно напиваются. Роберту «мало», и он
разрешает Гирту сесть за руль грузовика (нетрезвому!) и поехать в
магазин за водкой. По дороге Гирт встречает Ингу, девушку, которую он
любит, и предлагает подвезти, но, чуть не столкнувшись со встречной
машиной, грузовик Гирта падает с насыпи в кювет и переворачивается.
Девушку увозят в больницу, Гирт спешит к дяде, а тот, узнав о
случившемся, слезно умоляет племянника заявить милиции, что сел за руль
без разрешения. И только в этот момент парень осознает, что его дядя, на
которого он чуть ли не молился,— "Законченный подлец". Он берет на себя
вину за случившееся, попадает в тюрьму. Но сильнее, чем лишение свободы,
он переживает свою вину за искалеченную жизнь Инги и разочарование в
человеке, который был для него образцом для подражания. Фильм начинается
с конца: Гирт выходит из тюрьмы и вспоминает обо всем происшедшем.
Я позволил себе столь подробный пересказ фильма для того, чтобы читателю
было ясно, какие трудности должен был преодолеть Цилинский, когда
приступил к работе над ролью Роберта. Актер должен был создать весьма
колоритный, многогранный образ, и он его создал. Цилинский сыграл не
одиозного подлеца, а человека сложного, в чем-то даже симпатичного.
Актер совершенно преображается: перед зрителем предстает очень
противоречивая натура. Цилинский убедителен в каждом кадре. Его Роберт
не притворяется: он действительно любит племянника и желает ему добра.
Только у него свои представления о добре: «левый» заработок, жить только
для себя, не вышло в лоб — иди в обход и т. д. Больше того, Роберт
считает, что эти нехитрые «истины» должен усвоить не только любимый
племянник, но и товарищи по работе. Поэтому так откровенно монументален,
пропагандистски целенаправлен Роберт в фильме: зычный голос, уверенные,
почти царственные жесты, усмешка в глазах. Роберт — Цилинский
обезоруживающе откровенен в проповеди своих жизненных принципов. Он
считает, что так и должны жить окружающие, а кто не хочет — тот или
дурак, или лентяй. Самого Роберта лентяем никак не назовешь, он
«трудяга», у него золотые руки. За пять минут он нашел неисправность в
моторе машины, которую долго и тщетно искали многие шоферы. В том-то и
заключается драма Роберта, что он, труженик, стал стяжателем, рвачом,
совесть и гордость рабочего человека променял на «левые» деньги. Зритель
не знает, в какой момент произошла девальвация совести у Роберта, но
ясно, что не с пеленок он был хищником.
Он действительно грустит, что у него нет сына, и не обманывает Гирта,
когда говорит об этом. Достаточно посмотреть на его лицо в этот миг: оно
печально, а в глазах тоска. Только, пожалуй, будь у него сын, он бы
воспитал его в духе своей житейской философии, и тогда бы появился еще
один Роберт-рвач, а это уже страшно.
И все же, каково истинное лицо Роберта? Грустное, как на ночной рыбалке
с племянником? Самодовольное, как во время беседы с Гиртом о своем
жизненном кредо? Улыбающееся, как на работе? Нет! Подлинное лицо Роберта
предстает перед зрителем в момент объяснения с племянником после
автомобильной аварии. Улыбающийся рубаха-парень, узнав о случившемся, в
мгновение ока превращается в жалкого труса, бестолково
мечущегося по двору.
Даже голос у него меняется: рыкающий бас переходит в визг. Мастерство
Цилинского в этом эпизоде виртуозно, он легко, один за другим, берет
самые сложные драматические «пики» роли."
За поворотом — поворот (Дорожные знаки).
Роберт Робис. Автор сценария А. Дрипе. Режиссер О. Дункерс. Оператор М.
Звирбулис. Композитор Г. Рагажанис.
В ролях: Р. Грабовский, В. Лине, Л. Озолиня, Э. Гиргенсон, X. Топсис, М.
Сержане, Э. Звея. Рижская киностудия. |