Гунар Цилинский
  Главная
 

Новости

  Статьи
  Творчество
 

Кинематограф

  Театр
 

Актер

 

Режиссер

  Фотоальбом
  Гостевая книга

Информационная поддержка

 
"За поворотом - поворот" 1969 год:

   "... Фильм «Времена землемеров» снискал популярность не только в Латвии, но и далеко за ее пределами. Каспар Цилинского занял подобающее место среди киногероев, любимых зрителями.
Успех Цилинского был закономерным: актер к этому времени стал настоящим мастером своего дела. Замечательный советский актер и педагог Борис Захава, многие годы возглавлявший одно из лучших театральных учебных заведений страны — Театральное училище имени Щукина,— в свое время справедливо заметил: «Актер как творец — вот настоящий материал для режиссера». В этом суждении нет ничего обидного для актера в слове «материал», если он —подлинный творец роли. Гунар Цилинский стал таким актером-творцом.
В этом убеждаешься еще раз, когда знакомишься с работой актера в фильме режиссера О. Дункерса «За поворотом — поворот» (второе название картины —«Дорожные знаки»). Роль Роберта —одна из лучших ролей Цилинского в фильмах 60-х годов. Актер буквально «купается» в роли, настолько она своеобразна. Сценарист А. Дрипе создал весьма интересный образ, далекий от драматургических схем.

Беда нашей кинодраматургии — в определенной штампованности сюжетных схем и образов героев. (Цилинский на собственном горьком опыте убедился в этой, отнюдь не новой ситуации.) Кинодраматурги слишком робко выходят за рамки традиционных сюжетов, а образы героев фильмов большей частью, увы, не поднимаются выше однозначной оценки — «хороший» или «плохой», «положительный» или «отрицательный». Словно нет на творческой палитре сценаристов полутонов, нюансов, переходов, словно нельзя обойтись без серых, казенных ярлыков «хорошо» или «плохо».
Образ Роберта Робиса — полная противоположность таким расхожим схемам. Поначалу герой Цилинского озадачивает тех, кто привык к делению только на белый и черный цвета. Он не влезает в тесные рамки одного амплуа, потому что Роберт — яркая и запоминающаяся личность. Однако прежде чем вести разговор об этой роли Цилинского, следует отметить одно любопытное обстоятельство.
Дело в том, что когда режиссер О. Дункерс предложил актеру сыграть Роберта, тот наотрез отказался, считая, что роль не его, что нужен другой актер. И сколько ни уговаривал Дункерс Цилинского, тот стоял на своем: «Играть не буду!» Даже удачная проба не смогла поколебать решимости актера. Нетрудно его понять: он боялся повторения истории с ролями Иманта («Капитан Нуль») и Пурвитиса («24-25» не возвращается»). Тогда кинопробы были тоже хорошими, а полностью роли не получились. Надо отдать должное Ольгерту Дункерсу: он был настойчив и последователен. В конце концов Цилинский сильно разозлился на... своего героя и согласился сниматься в фильме. Сегодня нельзя даже представить, что Роберта мог бы сыграть другой актер, настолько органично Цилинский вписывается в фильм.
Сюжет фильма «За поворотом — поворот» несложен. Студент Гирт Платум (Р. Грабовский) приезжает на летние каникулы к своему дяде Роберту, который работает в колхозе шофером. Гирту нужно пройти практику по автомеханике, и он считает, что лучше это сде¬лать в колхозных автомастерских. К тому же ему очень нравится дядя — веселый, общительный, щедрый, великолепный шофер, настоящий ас своего дела. Действительно, Роберт — балагур и весельчак, душа общества. И работает и веселится с размахом — знай наших! Двадцатилетнему Гирту он кажется воплощением добродетели. Поэтому он послушно следует за дядей, смотрит на него влюбленными глазами и не перестает им восторгаться. Добрый и чуткий парень, Гирт тянется к Роберту, тот стал его кумиром. Еще больше племянник полюбил дядю после ночной рыбалки, на которую они поехали вдвоем. Сидя у костра, Роберт с грустью говорит Гирту: «У меня нет сына!» И племянник, почувствовав скрытую боль в этих словах, по-мальчишески неловко треплет дядю по плечу, ободряет.
Правда, дядя довольно часто совершает «левые» рейсы на колхозной машине и однажды, в сильном подпитии, излагает племяннику свое жизненное кредо: «Дай людям жить — благодарны будут». Это смущает Гирта, заставляет задуматься, хотя он и в мыслях не держит, что Роберт — стяжатель. Парня можно понять: людям, которые нам дороги, мы многое прощаем и судим их не очень строго. Наверное, потому что они нам близки.
Истинную цену дяде, всем его широким жестам и житейским сентенциям Гирт узнает в финале фильма. После очередного «левого» рейса дядя и племянник устраивают веселую пирушку и изрядно напиваются. Роберту «мало», и он разрешает Гирту сесть за руль грузовика (нетрезвому!) и поехать в магазин за водкой. По дороге Гирт встречает Ингу, девушку, которую он любит, и предлагает подвезти, но, чуть не столкнувшись со встречной машиной, грузовик Гирта падает с насыпи в кювет и переворачивается. Девушку увозят в больницу, Гирт спешит к дяде, а тот, узнав о случившемся, слезно умоляет племянника заявить милиции, что сел за руль без разрешения. И только в этот момент парень осознает, что его дядя, на которого он чуть ли не молился,— "Законченный подлец". Он берет на себя вину за случившееся, попадает в тюрьму. Но сильнее, чем лишение свободы, он переживает свою вину за искалеченную жизнь Инги и разочарование в человеке, который был для него образцом для подражания. Фильм начинается с конца: Гирт выходит из тюрьмы и вспоминает обо всем происшедшем.
Я позволил себе столь подробный пересказ фильма для того, чтобы читателю было ясно, какие трудности должен был преодолеть Цилинский, когда приступил к работе над ролью Роберта. Актер должен был создать весьма колоритный, многогранный образ, и он его создал. Цилинский сыграл не одиозного подлеца, а человека сложного, в чем-то даже симпатичного. Актер совершенно преображается: перед зрителем предстает очень противоречивая натура. Цилинский убедителен в каждом кадре. Его Роберт не притворяется: он действительно любит племянника и желает ему добра. Только у него свои представления о добре: «левый» заработок, жить только для себя, не вышло в лоб — иди в обход и т. д. Больше того, Роберт считает, что эти нехитрые «истины» должен усвоить не только любимый племянник, но и товарищи по работе. Поэтому так откровенно монументален, пропагандистски целенаправлен Роберт в фильме: зычный голос, уверенные, почти царственные жесты, усмешка в глазах. Роберт — Цилинский обезоруживающе откровенен в проповеди своих жизненных принципов. Он считает, что так и должны жить окружающие, а кто не хочет — тот или дурак, или лентяй. Самого Роберта лентяем никак не назовешь, он «трудяга», у него золотые руки. За пять минут он нашел неисправность в моторе машины, которую долго и тщетно искали многие шоферы. В том-то и заключается драма Роберта, что он, труженик, стал стяжателем, рвачом, совесть и гордость рабочего человека променял на «левые» деньги. Зритель не знает, в какой момент произошла девальвация совести у Роберта, но ясно, что не с пеленок он был хищником.
Он действительно грустит, что у него нет сына, и не обманывает Гирта, когда говорит об этом. Достаточно посмотреть на его лицо в этот миг: оно печально, а в глазах тоска. Только, пожалуй, будь у него сын, он бы воспитал его в духе своей житейской философии, и тогда бы появился еще один Роберт-рвач, а это уже страшно.
И все же, каково истинное лицо Роберта? Грустное, как на ночной рыбалке с племянником? Самодовольное, как во время беседы с Гиртом о своем жизненном кредо? Улыбающееся, как на работе? Нет! Подлинное лицо Роберта предстает перед зрителем в момент объяснения с племянником после автомобильной аварии. Улыбающийся рубаха-парень, узнав о случившемся, в мгновение ока превращается в жалкого труса, бестолково
мечущегося по двору.
Даже голос у него меняется: рыкающий бас переходит в визг. Мастерство Цилинского в этом эпизоде виртуозно, он легко, один за другим, берет самые сложные драматические «пики» роли."
 

За поворотом — поворот (Дорожные знаки).
Роберт Робис. Автор сценария А. Дрипе. Режиссер О. Дункерс. Оператор М. Звирбулис. Композитор Г. Рагажанис.
В ролях: Р. Грабовский, В. Лине, Л. Озолиня, Э. Гиргенсон, X. Топсис, М. Сержане, Э. Звея. Рижская киностудия.

 
 
   
Сайт создан в системе uCoz