"... В картине «Тобаго» меняет
курс» Цилинский играет коммуниста Дрезиня, который вынужден укрыться от
преследований полиции на торговом судне «Тобаго». Основной конфликт
фильма — в столкновении двух людей, двух
мировоззрений: Дрезиня и владельца судна Квиесиса (К. Себрис). В финале
фильма одерживает верх Дрезинь: он убеждает моряков изменить курс
корабля, вернуться домой, в Латвию, где за время плавания «Тобаго»
провозглашена Советская власть (действие фильма происходит в июле 1940
года). Герой Цилинского смел, находчив, честен, стойко переносит
физические лишения, когда в первые дни должен скрываться в трюме
корабля. Он рассудителен, умеет убеждать людей, не чурается
лирических
чувств (его отношения с дочерью хозяина судна довольно сложны). Но каков
его внутренний мир, что его волнует и радует, мы, к сожалению, не знаем.
Нам только декларируют, что Дрезинь — хороший человек. И действительно,
плохих поступков он не совершает. Перед нами типичный «голубой» герой.
Цилинскому трудно было играть Дрезиня: драматургический материал беден и
однозначен.
В основном он использует свое внешнее обаяние; его герой нам приятен уже
тем, что у него доброе, волевое лицо, открытый взгляд, обаятельная
улыбка. Картина А. Лейманиса — приключенческая, Дрезинь — ее главный
герой, находчивый и смелый. Обаяния актера для такого персонажа в
обычном детективном
фильме хватило бы с лихвой. Но «Тобаго» меняет
курс» претендует на нечто большее, чем детектив,— на психологическую
глубину. Однако в картине ее нет, образы героев фильма лишь эскизно
намечены, поэтому Цилинскому не удалось создать яркого и запоминающегося
образа.
Пресса отнеслась к картине в целом, и к игре Цилинского в
частности,
в общем, благожелательно. Критик И. Левшина в статье «Плюсовым курсом»
довольно высоко оценила его работу: «Актер Г. Цилинскис— Дрезинь внешне
напоминает чем-то покойного Евгения Урбанского. Пожалуй, только
Цилинскис не столь монументален...
И сколько же в этом Дрезине живости, ума, юмора!..
Счастливого плавания, «Тобаго», в
зрительском море!» Более сдержан в своей оценке латышский критик Г.
Дзенитис:
«...легкость игры актера перед камерой, обаяние его поведения обеспечили
самое главное в концепции фильма, именно так, а не иначе могли поступить
моряки в конкретной решающей ситуации»3.
Думается, что положительная оценка этой «голубой» роли была своеобразным
авансом Цилинскому, который только начинал тогда свой
кинематографический путь.
Зрители приняли «Тобаго» весьма благожелательно, особенно подростки. В
те годы приключенческих фильмов было не так много, как сейчас, и публика
велико душно прощала авторам остросюжетных лент и некоторый схематизм и
прямолинейность характеристик героев."
«Тобаго» меняет курс.
Дрезинь. Авторы сценария М. Блейман, Г. Цирулис, А. Иммерманис. Режиссер
А. Лейманис. Оператор М. Рудзитис. Композитор М. Заринь. В ролях: К.
Себрис, Э. Киви, Э. Бесерис, У. Пуцитис.
Рижская киностудия.
|