"...
Фильм «Времена землемеров»
поставил старейший латышский режиссер В. Пуце, создатель известной
картины «Каугурское восстание», съемки которой он начал еще в буржуазной
Латвии в 1939 году, а закончил в начале 1941 года, уже в советское
время. Новая работа В. Пуце — экранизация одноименного романа братьев
Рейниса и Матиса Каудзит, весьма популярного в Латвии. Как и в романе, в
фильме воссозданы события 70-х годов XIX века, когда наиболее
обострилась борьба между крестьянами-бедняками и кулаками. Этот период в
народе так и называют — времена землемеров (отсюда название романа).
Землемеры должны были разделить владения помещиков-баронов; эти земли
после отмены крепостного права хозяева втридорога продали крестьянам.
Размежевать земли нужно было по справедливости. Но лихоимцы-землемеры
лучшие участки выделили кулакам и тем зажиточным крестьянам, которые
дали им большую взятку. Беднякам же, естественно, достались самые плохие
земельные наделы. Авторы фильма взяли на себя большую ответственность,
решившись на экранизацию популярного классического романа, который в
Латвии знают все — от мала до велика.
Имена героев романа — красавицы Лиены, бедняка Каспара, кулака Пратниека
— давно стали нарицательными.
Как это бывает обычно при экранизации многопланового романа, картина В.
Пуце оказалась слабее литературного первоисточника. Сложная социальная
проблематика романа не получила адекватного отражения в фильме рижских
кинематографистов. Зато им безусловно удалась трагическая история любви
Лиены и Каспара. Лиену играла Вия Артмане, Каспара — Гунар Цилинский.
Это была их третья совместная работа в кино, и, пожалуй, самая удачная.
Артмане и Цилинский отказались от поверхностной, «голубой» трактовки
своих героев, от хрестоматийного глянца в их обрисовке. Перед зрителем
предстали не холодные символы, а люди из плоти и крови, раскованные в
проявлении своих чувств. Любовь Лиены и Каспара изначально обречена:
слишком велико социальное неравенство между ними. Она — дочь зажиточных
хозяев, он — бедняк с престарелым отцом на руках. Причем не только
социальная несправедливость разделяет влюбленных, но и враждебное
отношение односельчан к гордому и независимому крестьянину. Каспар —
чужой для окружающих, пришелец из другой волости. Таких тут не любят,
считают людьми без роду и племени. Особенно ненавидит его кулак
Пратниек, поскольку Каспар — счастливый избранник Лиены, а на богатого
Пратниека девушка не обращает никакого внимания.
Цилинский с первого появления на экране сразу же вызывает симпатию.
Умное, одухотворенное лицо, волевой характер, умение постоять за себя,
верность данному слову — все это сразу располагает зрителя к Каспару.
Особенно удались актеру лирические эпизоды многочисленных встреч его
героя с Лиеной. Становится понятным, за что девушка полюбила Каспара —
Цилинского. Каждая их встреча — это праздник для обоих, а для молодого
крестьянина Лиена — воплощение счастья. Достаточно один раз увидеть,
какой радостью светятся его глаза при виде девушки, чтобы понять, что
значит для него Лиена. Цилинский играет нежного и заботливого
влюбленного, для которого любовь — это смысл жизни. День, проведенный
без любимой, — для него потерянный день. И эту постоянную жажду встречи,
эту пылкую любовь актер сыграл ярко, эмоционально.
Совсем иной Каспар — Цилинский в общении с Пратниеком (его превосходно
сыграл Э. Павулс) и землемерами. Он тоже не любит кулака, только помимо
личной неприязни по отношению к Пратниеку он испытывает к нему еще и
классовую неприязнь. Здесь корни отвращения Каспара к кулаку, поэтому он
как бы не замечает Пратниека, смотрит на него как на пустое место, и это
страшно злит самолюбивого богатея.
К землемерам Каспар относится с брезгливым презрением. В немногие минуты
общения с ними на лице Каспара — Цилинского появляется такое ледяное
презрение, что даже эти прожженные жулики испытывают замешательство.
Драматичен эпизод прощания Каспара и Лиены в финале фильма. Влюбленные
думают, что расстаются ненадолго, мечтают о том, что, когда Каспар
обоснуется на новом месте (из-за происков Пратниека бедняк вместе с
отцом должен покинуть обжитое место), девушка уйдет из опостылевшего
дома и приедет к нему. Поэтому, хотя им и грустно расставаться, Лиена и
Каспар утешают друг друга, строят планы на будущее. Только будущего у
них нет... Наемный убийца главного землемера подло, из-за кустов,
убивает Каспара, убивает по ошибке: не бедный крестьянин должен был
пасть от его руки, а такой же хищник, как он. Как подбитая на лету
птица, падает Каспар на землю, которая так и не стала для него родной.
Сцена гибели героя снята на общем плане, зритель не видит выражения его
лица. Цилинский пластически сыграл смерть Каспара. Его высокая статная
фигура в момент выстрела замирает, затем словно ломается посередине и
медленно падает. В этот момент почти физически ощущаешь, как нелепа его
смерть.
Фильм «Времена землемеров» снискал популярность не только в Латвии, но и
далеко за ее пределами. Каспар Цилинского занял подобающее место среди
киногероев, любимых зрителями.
Успех Цилинского был закономерным: актер к этому времени стал настоящим
мастером своего дела. Замечательный советский актер и педагог Борис
Захава, многие годы возглавлявший одно из лучших театральных учебных
заведений страны — Театральное училище имени Щукина,— в свое время
справедливо заметил: «Актер как творец — вот настоящий материал для
режиссера». В этом суждении нет ничего обидного для актера в слове
«материал», если он —подлинный творец роли. Гунар Цилинский стал таким
актером-творцом."
Времена землемеров.
Каспар. Автор сценария Я. Калнынь (по роману Рейниса и Матиса Каудзит).
Режиссер В. Пуце. Оператор Я. Бриедис. Композитор М. Заринь. В ролях: В.
Артмане, Э. Радзиня, Э. Павулс, К. Себрис, X. Лиепиныы, А. Димитер, Л.
Шмит. Рижская киностудия.
|