Гунар Цилинский
  Главная
 

Новости

  Статьи
  Творчество
 

Кинематограф

  Театр
 

Актер

 

Режиссер

  Фотоальбом
  Гостевая книга

Информационная поддержка

 
"Времена землемеров" 1969 год:

   "... Фильм «Времена землемеров» поставил старейший латышский режиссер В. Пуце, создатель известной картины «Каугурское восстание», съемки которой он начал еще в буржуазной Латвии в 1939 году, а закончил в начале 1941 года, уже в советское время. Новая работа В. Пуце — экранизация одноименного романа братьев Рейниса и Матиса Каудзит, весьма популярного в Латвии. Как и в романе, в фильме воссозданы события 70-х годов XIX века, когда наиболее обострилась борьба между крестьянами-бедняками и кулаками. Этот период в народе так и называют — времена землемеров (отсюда название романа). Землемеры должны были разделить владения помещиков-баронов; эти земли после отмены крепостного права хозяева втридорога продали крестьянам. Размежевать земли нужно было по справедливости. Но лихоимцы-землемеры лучшие участки выделили кулакам и тем зажиточным крестьянам, которые дали им большую взятку. Беднякам же, естественно, достались самые плохие земельные наделы. Авторы фильма взяли на себя большую ответственность, решившись на экранизацию популярного классического романа, который в Латвии знают все — от мала до велика.
Имена героев романа — красавицы Лиены, бедняка Каспара, кулака Пратниека — давно стали нарицательными.
Как это бывает обычно при экранизации многопланового романа, картина В. Пуце оказалась слабее литературного первоисточника. Сложная социальная проблематика романа не получила адекватного отражения в фильме рижских кинематографистов. Зато им безусловно удалась трагическая история любви Лиены и Каспара. Лиену играла Вия Артмане, Каспара — Гунар Цилинский. Это была их третья совместная работа в кино, и, пожалуй, самая удачная. Артмане и Цилинский отказались от поверхностной, «голубой» трактовки своих героев, от хрестоматийного глянца в их обрисовке. Перед зрителем предстали не холодные символы, а люди из плоти и крови, раскованные в проявлении своих чувств. Любовь Лиены и Каспара изначально обречена: слишком велико социальное неравенство между ними. Она — дочь зажиточных хозяев, он — бедняк с престарелым отцом на руках. Причем не только социальная несправедливость разделяет влюбленных, но и враждебное отношение односельчан к гордому и независимому крестьянину. Каспар — чужой для окружающих, пришелец из другой волости. Таких тут не любят, считают людьми без роду и племени. Особенно ненавидит его кулак Пратниек, поскольку Каспар — счастливый избранник Лиены, а на богатого Пратниека девушка не обращает никакого внимания.
Цилинский с первого появления на экране сразу же вызывает симпатию. Умное, одухотворенное лицо, волевой характер, умение постоять за себя, верность данному слову — все это сразу располагает зрителя к Каспару.
Особенно удались актеру лирические эпизоды многочисленных встреч его героя с Лиеной. Становится понятным, за что девушка полюбила Каспара — Цилинского. Каждая их встреча — это праздник для обоих, а для молодого крестьянина Лиена — воплощение счастья. Достаточно один раз увидеть, какой радостью светятся его глаза при виде девушки, чтобы понять, что значит для него Лиена. Цилинский играет нежного и заботливого влюбленного, для которого любовь — это смысл жизни. День, проведенный без любимой, — для него потерянный день. И эту постоянную жажду встречи, эту пылкую любовь актер сыграл ярко, эмоционально.
Совсем иной Каспар — Цилинский в общении с Пратниеком (его превосходно сыграл Э. Павулс) и землемерами. Он тоже не любит кулака, только помимо личной неприязни по отношению к Пратниеку он испытывает к нему еще и классовую неприязнь. Здесь корни отвращения Каспара к кулаку, поэтому он как бы не замечает Пратниека, смотрит на него как на пустое место, и это страшно злит самолюбивого богатея.
К землемерам Каспар относится с брезгливым презрением. В немногие минуты общения с ними на лице Каспара — Цилинского появляется такое ледяное презрение, что даже эти прожженные жулики испытывают замешательство.
Драматичен эпизод прощания Каспара и Лиены в финале фильма. Влюбленные думают, что расстаются ненадолго, мечтают о том, что, когда Каспар обоснуется на новом месте (из-за происков Пратниека бедняк вместе с отцом должен покинуть обжитое место), девушка уйдет из опостылевшего дома и приедет к нему. Поэтому, хотя им и грустно расставаться, Лиена и Каспар утешают друг друга, строят планы на будущее. Только будущего у них нет... Наемный убийца главного землемера подло, из-за кустов, убивает Каспара, убивает по ошибке: не бедный крестьянин должен был пасть от его руки, а такой же хищник, как он. Как подбитая на лету птица, падает Каспар на землю, которая так и не стала для него родной.
Сцена гибели героя снята на общем плане, зритель не видит выражения его лица. Цилинский пластически сыграл смерть Каспара. Его высокая статная фигура в момент выстрела замирает, затем словно ломается посередине и медленно падает. В этот момент почти физически ощущаешь, как нелепа его смерть.
Фильм «Времена землемеров» снискал популярность не только в Латвии, но и далеко за ее пределами. Каспар Цилинского занял подобающее место среди киногероев, любимых зрителями.
Успех Цилинского был закономерным: актер к этому времени стал настоящим мастером своего дела. Замечательный советский актер и педагог Борис Захава, многие годы возглавлявший одно из лучших театральных учебных заведений страны — Театральное училище имени Щукина,— в свое время справедливо заметил: «Актер как творец — вот настоящий материал для режиссера». В этом суждении нет ничего обидного для актера в слове «материал», если он —подлинный творец роли. Гунар Цилинский стал таким актером-творцом."
 

Времена землемеров.
Каспар. Автор сценария Я. Калнынь (по роману Рейниса и Матиса Каудзит). Режиссер В. Пуце. Оператор Я. Бриедис. Композитор М. Заринь. В ролях: В. Артмане, Э. Радзиня, Э. Павулс, К. Себрис, X. Лиепиныы, А. Димитер, Л. Шмит. Рижская киностудия.
 

 
 
   
Сайт создан в системе uCoz