Гунар Цилинский
  Главная
 

Новости

  Статьи
  Творчество
 

Кинематограф

  Театр
 

Актер

 

Режиссер

  Фотоальбом
  Гостевая книга

Информационная поддержка

 

 
Актер: 
  • Гунар Альфредович Цилинский — актер весьма своеобразный. Высокий рост, широкие плечи, красивое мужественное лицо — типичный романтический герой с той самой броской внешностью, о которой говорилось выше. Поэтому зрители охотно идут на «Цилинского»: кто же еще герой, если не он?! Его популярность давно перешагнула границы Латвии, его любят кинозрители, особенно после того, как он сыграл роль советского разведчика Николая Кузнецова. Цилинского ценят рижские театралы.
    Но, как ни парадоксально это звучит, для кинематографа Гунар Цилинский по-настоящему еще не открыт. Дело в том, что многие режиссеры видят в нем либо только романтического героя, наивно думая, что актеру с такой внешностью другие роли противопоказаны, либо считают его исполнителем ролей «голубых» героев без сучка и задоринки. Цилинский стремится освободиться от оков героико-романтического амплуа, но ему не всегда это удается. Причем по разным причинам: из-за драматургического несовершенства сценариев, из-за режиссерской инертности. Наконец, потому, что иногда сам поступает непоследовательно: годы идут, хочется работать в кино (артист не может не играть!), а интересных, «неголубых» ролей мало. Вот и берется он иногда за роли драматургически вялые, аморфные, надеясь «вытянуть», доработать их в процессе съемок. Как правило, ничего путного из этого не получается. Появляется еще один серый фильм, и зритель недоумевает: «Почему такой хороший актер сыграл такую плохую роль?» Да потому и сыграл, что если «себя преодолеть» не так-то просто, то преодолевать сложившееся мнение других о тебе — еще сложнее. А делать это необходимо, поскольку в однобоком использовании дарования любого актера таится опасность штампа. Что может быть страшнее для артиста, чем «заштамповаться», утратить свою актерскую индивидуальность? Как много талантливых актеров, блистательно начавших свою артистическую карьеру, исчезли, растворились, не сумев остановиться, не найдя в себе сил отказаться от ролей, похожих друг на друга, как братья-близнецы...
    В кино у Гунара Цилинского ярких удач не так уж много, но разве в искусстве так важно количество? Для актера важнее другое: чтобы и через двадцать-тридцать лет зрители могли сказать: «Вот это роль, вот это актер!»
    Творческая судьба Гунара Цилинского интересна прежде всего метаморфозой его актерского темперамента.
    Сначала он был холодноватым, заторможенным актером. Сегодня, когда Цилинский находится в расцвете физических и творческих сил, особенно сильно ощущаешь, как далеко ушел актер, какая благотворная перемена произошла с его темпераментом. Он играет более импульсивно, страстно и в то же время легко и раскованно. Перед нами зрелый мастер.
    Мастерство Гунар Цилинский накапливал постепенно, по крупицам. Он не принадлежит к тем актерам, которые добиваются успеха в один миг, сразу поражая зрителей и критиков эмоциональной взрывчатостью, ярко выраженным талантом. Дарование Цилинского раскрывалось постепенно, исподволь, от роли к роли. Первая его работа в кино прошла мимо внимания публики, и это было закономерно: она и драматургически и актерски беспомощна. Последняя по времени работа, роль капитана Арвида в фильме «Под опрокинутым месяцем», не оставила зрителей равнодушными, потому что это работа мастера. Между этими ролями - годы кропотливого труда, нелегких поисков своей темы, своего пути в искусстве. Именно в этот период и родился тот Гунар Цилинский, популярный актер кино и театра, которого сегодня знают и любят миллионы зрителей.
    Работа Цилинского на телевидении носила, в сущности, случайный характер. К тому же роли, сыгранные им в двух телевизионных фильмах, не принесли ему творческого' удовлетворения.
    Да и сыграны они как бы между делом, в перерывах между выступлениями на сцене и съемками в кино. Лучшие работы Гунара Цилинского в кино стали заметным явлением в советском киноискусстве 60—70-х годов.

    Могло случиться так, что Цилинский на всю жизнь остался бы лесоводом. Тогда бы в проигрыше оказа­лись театр, кино, зрители. К счастью, этого не произо­шло: Гунар Цилинский пришел в искусство. Думается, что лучшие роли и фильмы у него впереди. Завтрашний день Цилинского непременно будет светлым. Порукой тому — его щедрый талант.


Отрывок из книги Б. Кокоревича "Гунар Цилинский" 1978 год

Гунар Альфредович Цилинский: 
  • Он родился 23 мая 1931 года в маленьком городке Огре, который находится всего в тридцати семи километрах от Риги. Расположен этот городок на месте впадения порожистой реки Огре в величественную Даугаву. Городок назван по имени реки и издавна славится как дачное место и курорт для легочных больных. Как известно, больным, страдающим от легочных болезней, нет ничего полезнее свежего соснового воздуха, настоянного на соленом морском ветре. В тех краях все это имеется в изобилии. До Рижского взморья — рукой подать, а сосен вокруг — тьма-тьмущая. Под Огре находятся знаменитые курляндские боровые леса. Сосны в них в два-три обхвата, прямые как столбы, и когда смотришь на их верхушки, то кружится голова — такие они высокие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большая часть жителей городка испокон века занята в лесной и бумажно-целлюлозной промышленности: работают лесниками, рабочими на деревообрабатывающих комбинатах. К лесу жители Огре издавна относятся с уважением, как к кормильцу. В настоящее время в Огре имеются трикотажный комбинат, рыбоконсервный завод, но в 30-е годы это был совсем маленький тихий городок и проживало в нем около пяти тысяч человек.
    Год 1931-й был для буржуазной Латвии тяжелым годом. Весь капиталистический мир оказался парализованным мировым экономическим кризисом: закрывались заводы и фабрики, лопались как мыльные пузыри большие и маленькие банки, тысячные толпы безработных осаждали биржи труда, надеясь найти хоть какую-нибудь работу. Но работы не было... Маленькая Латвия оказалась в наиболее тяжелом положении: собственная промышленность влачила довольно жалкое существование, страна была всего лишь сырьевым придатком высокоразвитых капиталистических государств. Мировой экономический кризис подорвал и без того чахлую экономику Латвии. Армия безработных почти ежедневно увеличивалась, и не было у выброшенных на улицу людей никакой надежды на получение- работы. Особенно страдали от безработицы пожилые люди и молодежь.
    Наиболее слабые не выдерживали тягот кризиса. По данным Рижской префектуры, в 1931—1932 годах только в одной Риге было зарегистрировано 1363 самоубийства молодых людей в возрасте от шестнадцати до тридцати лет
    Впрочем, обо всем этом маленький Гунар тогда, естественно, еще ничего не знал. Хотя детство Цилинского прошло в бурные 30-е годы (фашистский переворот Ульманиса в мае 1934 года, рост стачечной борьбы латышского пролетариата), сам он об этих событиях узнал много лет спустя от родителей.
    Как каждый мальчишка, он рос задиристым и шаловливым. Любил подолгу плавать и почти все дни проводил или на речке, или в лесу. И все же нелегкие годы ульманисовской диктатуры, пусть не впрямую, опосредованно, наложили отпечаток на характер Гунара. Он знал цену куска хлеба, рано начал помогать родителям по хозяйству, и жизненные заботы не были для него отвлеченными понятиями.
    Гунару исполнилось девять лет, когда в Латвии была провозглашена Советская власть и в июле 1940 года она вступила в содружество Советских Социалистических Республик. В девять лет человек видит окружающее совсем иначе, чем в двадцать или пятьдесят. Мир ребенка сильно отличается от мира взрослого, он более ярок и эмоционален. Июльские события 1940 года запомнились Гунару как дни большого и красочного праздника.
    Но не прошло и года, как началась Великая Отечественная война. 29 июня 1941 года после тяжелых, продолжительных боев пала Лиепая. 1 июля 1941 года фашисты захватили Ригу. Латвия оказалась под пятой гитлеровских оккупантов... В Саласпилсе фашисты устроили концентрационный лагерь смерти, в котором были истреблены тысячи латышей, русских, поляков, французов и лиц других национальностей. Подобные лагеря смерти были созданы в Даугавпилсе, Резекне, Лиепае, Тукумсе и других городах. За период оккупации Латвии фашисты уничтожили более ста тысяч жителей республики, а всего на территории Латвии было убито и замучено шестьсот тысяч человек. Страшная цифра!
    Испытание войной — тяжкое испытание. Через него прошли не только те, кто непосредственно воевал, защищал Сталинград, освобождал Ригу и штурмовал Берлин, но и те, кто работал в тылу, боролся на оккупированных гитлеровцами территориях. На войне солдатам один год службы засчитывался за два, и это справедливо.
    Но никакими временными измерениями не определить причину быстрого взросления детей во время войны. На плечи тринадцати-пятнадцатилетних мальчишек и девчонок легли такие заботы, о которых их сегодняшние сверстники понятия не имеют. Гунару Цилинскому исполнилось десять лет, когда война началась, и было четырнадцать, когда она закончилась. Однако эти четыре года можно смело засчитать за десять: так много прочувствовал и пережил он за это время. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Годы войны и оккупации, пережитые Цилинским в детстве, навечно отложились в его памяти. Когда ему была предложена роль Николая Кузнецова в фильме «Сильные духом», военная память во многом помогла ему.
    Уже после войны, в 1948 году, окончив школу, Цилинский поступил в леспромтехникум там же, в Огре. Это было сделано совершенно сознательно: любовь к природе, к лесу, одинаково прекрасному и зимой и летом, была постоянной. Кстати, именно в леспромтехникуме, где организовали театральный кружок, Цилинский впервые соприкоснулся с миром театра. Впрочем, всерьез театром он «заболел» значительно позже, когда закончил учебу и когда с дипломом лесотехника его направили на работу в Балдонский леспромхоз. Обязанности у молодого мастера были конкретны: в течение сезона надо было заготовить шестнадцать тысяч кубометров древесины — ни больше ни меньше. Потом из этой древесины делали мебель, бумагу и прочие полезные вещи. И вот тут, в леспромхозе, у Цилинского вдруг появился интерес к искусству. Он и сам удивлялся столь неожиданному влечению к театру. Все свободное время лесотехник Гунар Цилинский стал отдавать знакомству с театром. Латвия — маленькая» республика, все города в ней связаны либо железной дорогой, либо автобусными линиями. От Балдоне до Огре — рукой подать, а от Огре до Риги можно доехать на электричке за полчаса. Вот таким маршрутом: Балдоне — Огре — Рига — Огре — Балдоне — и ездил Цилинский. Приехав в Ригу, он спешил либо в Академический театр драмы, либо в Художественный театр имени Я. Райниса, где был завсегдатаем.
    Прошло некоторое время, и Гунар все чаще и чаще стал задумываться над вопросом: а не попытать ли счастья на подмостках? И после долгих споров с самим собой, взвесив все «за» и «против», осенью 1951 года Цилинский приезжает в Ригу сдавать экзамены на театральный факультет Латвийской консерватории. Когда он предстал перед приемной комиссией, то оробел чрезвычайно и долго не мог сосредоточиться. Вообще все экзамены прошли для него как в тумане. Когда комиссия решала вопрос о зачислении Цилинского, голоса разделились. Одни считали, что он так скован и непластичен, что актера из него никогда не получится. Другие были не столь категоричны в суждениях и выражали надежду, что за годы обучения все образуется, а внешние данные у парня безупречные. После непродолжительного совещания решили зачислить Цилинского на театральный факультет. Счастливый Гунар, увидев свою фамилию в списке принятых, был на седьмом небе от радости. Он тогда еще не знал, что попасть в число студентов театрального факультета — это полдела. Главное же — благополучно удержаться, не оказаться за стенами консерватории после первой же сессии.
    Начались занятия. Каково же было разочарование Гунара, когда вместо того, чтобы сразу же играть на сцене, пришлось заниматься, на его взгляд, абсолютно ненужными делами. Пришлось постигать, что такое мизансцена, перевоплощение, сверхзадача. Бесконечные этюды на сценическое внимание. Окружающие говорили на каком-то малопонятном языке. То и дело с уст преподавателей и старшекурсников слетали термины «сценическая вера», «вскрыть текст», «я в предлагаемых обстоятельствах», «творческий зажим»...
    Поначалу от обилия впечатлений у Гунара кружилась голова, все было непривычно и странно. Но постепенно он привык и к этюдам, и к терминологии, и к многочасовым репетициям. Однако дела у него шли неважно: скованность не исчезала, на сцене он двигался плохо и педагоги им были недовольны. Расхожий термин «творческий зажим» обретал для Цилинского вполне конкретный, зловещий смысл. Встал вопрос о его отчислении с курса...
    Только тот, кто сам прошел через подобные испытания, может понять, что это такое — отчисление из творческого института. Травма на всю жизнь. К счастью, Цилинского не отчислили. Он мобилизовал все свои силы и на протяжении последующих лет обучения хотя и не хватал звезд с неба, но и в отстающих не числился.
    В 1955 году Гунар Цилинский получает диплом актера. Ему кажется, что основные трудности позади; он еще не знает, что суть профессии актера — в постоянном горении, в каждодневном подтверждении права выходить на сцену.
    Еще когда Гунар учился на втором курсе, произошла его первая встреча с кинематографом. Кинорежиссер Леонид Луков снимал в павильонах Рижской киностудии фильм «К новому берегу» по одноименному роману известного писателя В. Лациса. Ассистент режиссера по работе с актерами приметила в коридоре консерватории высокого красивого юношу и привезла его на киностудию. Цилинского попробовали на роль Айвара, обещали известить о результатах. Увы, кинопроба не удалась: профессиональная неопытность юноши отпугнула Лукова. Пока кинематограф отверг Гунара.
    Сразу же после защиты диплома Цилинский был принят в труппу Академического театра драмы. У этого театра есть свои традиции, и о них следует сказать особо.
     

Отрывок из книги Б. Кокоревича "Гунар Цилинский" 1978 год

Лине Велта Мартыновна:

Жена
  • Velta Line
    Родилась 28 августа 1923 года в Риге.
    Окончила драматическую студию Народного театра в Риге (1946).
    С 1945 — актриса Национального театра (Театр драмы им. А.Упита).
    Народная артистка СССР (1973).
  • Велта Мартыновна - латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1964). Депутат Верх. Совета Латв. ССР (1951, 1955). Училась в драм. студии Нар. т-ра в Риге. После освобождения Латвии от гитлеровской оккупации продолжала учёбу в драматической студии Т-ра драмы Латв. ССР. Ещё будучи студенткой, участвовала в спектаклях этого т-ра. В 1945 принята в труппу и вскоре стала одной из ведущих актрис театра.

    Роли: Маша ("Кремлёвские куранты"), Кайва ("Глина и фарфор" Григулиса, Гос. пр., 1948), Негина ("Таланты и поклонники"), Зента ("Сын рыбака" Лациса), Нора (о. п. Ибсена), Лиена ("Земля зелёная" Упита, Гос. пр., 1951), Танн (о. п. Арбузова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Лариса, Дездемона, Офелия, Мирандолина; Нина Заречная ("Чайка"), Жанна Д" арк (о. п, Упита). Снимается в кино.

  • Велта Лине. Aктриса дома у озера.

    Сегодня Национальный театр отмечает 85 летие Велты Лине. В сад актрисы у озера незаметно вошла осень.
    Хотя на дворе еще последний летний месяц, озеро окутано серой пеленой частого осеннего дождя, горечью пахнут деревья и трава ,и сад Велты Лине выглядит как старый ,больной и усталый человек .Нет больше полыхающих роз и флоксов ,не слышно жужжания пчел .Хотя кто будет жужжать под дождем? Позже актриса пояснила, что пчел она подарила своему консультанту по пчеловодству Язефу, у самой больше не было сил ухаживать за ними.

    Пограничная станция Одиночество.
    Темноватая гостиная никак не изменилась с прошлого раза ,когда я была здесь во время юбилея актрисы 5 лет назад. Мою руку лижет бело-рыжая собака Рейна-тихая и послушная, но Велта отмахивается от нее: "Нет, нет, это не моя, ее тут только потому оставили ,чтобы не бегала за Илзе и внучкой Марине."Вижу новое -у окна разместился велотренажер. Актриса поясняет: "Болит спина, нужно тренировать, но мне быстро надоедает ,и тренажер часто без работы."

    Когда разлила по кружкам кофе, актриса предложила добавить "Язефа меду" и наказала: "Смотрите ,пишите не пессимистично."
    Центром жизни Велты Лине шестьдесят пять лет был Национальный театр с прекрасными ролями и любовью зрителей .Красивая судьба, Божий дар .Сегодня актриса спрашивает меня: "Видела мою Жанну Д Арк? Видела. А ведь выросли зрители ,которые не только Жанну, вообще меня на сцене не видели .Это другая эпоха ,я ей не подхожу .После некоторого молчания ,слегка улыбнувшись ,молвит: "Есть такая станция Одиночество. Я направляюсь туда ."
    Рассказывать тем ,кто не видел ослепительных ролей актрисы — Евгению Гранде в инсценировке романа Бальзака , Дездемону в Отелло Шекспира, Нору в Кукольном доме Ибсена, Катарину в Укрощении строптивой Ибсена, ее Жанну Д Арк и многие ,многие другие, это как на слух представить фильм, о котором вам рассказывают. И теперь было бы трудно уверить незнающих, насколько для актрисы важно и орден нашего государства Три звезды, и присвоенное в советское время звание Народной артистки СССР, как высока оценка ее труда Союзом творческих деятелей Латвии — награда за вклад в развитие театрального искусства. И каким подвигом она встретила свой прошлый 80-летний юбилей, сыграв с оглушительным успехом самыми трагическими струнами свого таланта подходящую к концу жизнь старой, одинокой и никому не нужной женщины в спектакле Два сердца об актрисе Фаине Раневской..

    Повернуть время назад.
    Актриса говорит совсем медленно .Ее беспокоят как физические недуги, так и болит душа .Позади любимой народом актрисы утраты и потери .Шестнадцать лет назад внезапно оборвалась жизнь спутника жизни Велты Лине актера и режиссера Гунара Цилинского. Совсем недавно ушел из жизни ее единственный сын Айгар. Велта Лиина говорит : "Мне казалось, что это такая трагедия, когда умер Гунар. Однако несоизмеримо тяжелее терять детей. Особенно такой старой, какая я есть Велта Лине стремится преодолеть одиночество .Вспоминает, что Анита Клинтс однажды посоветовала разместить фотографии в альбоме по пьесам. Однако на это занятие никогда не хватало времени. Теперь есть. "Клей плохой, вечером карточки приклеишь, утром они отваливаются."Недавно актриса посмотрела по телевизору фильм Цирулиши (1980), в котором у нее главная роль, но посетовала, что никогда не показывают последнюю работу Гунара Цилинского-фильм Индраны. Актриса рассуждает -если на телевидении этого фильма нет ,она могла бы поискать ,в доме где-то должна быть копия.
    Как бы то ни было -надо собираться. Театр чествует сегодня свою яркую звезду. Что актрисе самой еще бы хотелось? Велта Лине долго, долго молчала, потом чуть слышно сказала: "Хотела бы вернуть назад время .Хотела бы, чтобы у меня было двое детей .Теперь я вместо той Жанны Д Арк или Карениной выбрала бы дочку, и рядом со мной было бы родное теплое плечо."
    Когда уже были на обратном пути в Ригу ,неожиданно раздался звонок актрисы. Она сказала:  "Лиена из Зеленой земли Андрея Упита говорила — надо жить, как бы ни было тяжело, надо жить!"
    Нетрудно представить ,сколь по-королевски прекрасна и благородна поднимется сегодня актриса на единственную в своей жизни сцену.(Во время ее юбилейного вечера).
    Tекла Шайтере.
    28. августа 2008
Латвийский театр драмы: Роли
  • Велта Лине – живая легенда латвийского театра. Уже первыми яркими сыгранными ролями она обеспечила себе место ведущей актрисы в ярком созвездии актеров Национального театра. Ее роли -это гимн женской любви ,прозвучавший и в трагедии, и драме, и комедии. Особенность ее таланта состоит в умении моментально перейти от одного душевного состояния к диаметрально противоположному.
    Велта Лине –кавалер ордена Латвийской республики Три Звезды, имеет награду за вклад в развитие театрального искусства. В сезоне 2002/2003 года в смотре Латвийских театров была признана лучшей драматической актрисой Латвии за роль Фаины Раневской в спектакле «Два сердца». И это произошло в год 80-летия Велты Лине! Также, согласно традиции Национального театра как лучшая актриса получила ожерелье, принадлежащее Эльзе Радзине.
    Велта Лине сыграла почти все лучшие женские роли по пьесам латышских и мировых классиков драматургии:

 

  • Кристине Р.Влаумана“Ugunī” /1948./

  • Лaрисa A. Oстровского “Бесприданница” /1948./

  • Зента В. Лациса “Сын рыбака” /1949./

  • Берзиня Лиена A. Упита “Зеленая земля” /1950./

  • Нора Г. Ибсена “Кукольный дом” /1950./

  • Kатарина Шекспира “Укрощение строптивой” /1951./

  • Дездемона Шекспира “Oтелло”/1952./

  • Mаша Л.Толстого “Живой труп” /1952./

  • Елена Шекспира “Сон в летнюю ночь” /1954./

  • Зара и Антония “Дни портных в Силмачах” /1955. и 1969

  • Дина Райниса“Иосиф и его братья” /1956./

  • Oфелия Шекспира “Гамлет” /1959./

  • Kатюша Л.Толстого “Воскресение” /1960./

  • Жанна Д Aрк А. Упита одноим.пьесе /1962./

  • П.Петерсона Розе “Мне тридцать лет” /1962., специально для нее напис.роль/

  • Виола Шекспира“Двенадцатая ночь” /1964./

  • Негина A. Oстровского “Taланты и поклонники"

  • Aнна Каренина Л. Toлстого одноим.романе /1967./

  • Элвира M. Фриша “Сантакруса” /1971./

  • Зелма Х. Гулбья “Цирулиши” /1975., и фильм/

  • Oлиниете братьев. Kaузит “Времена землемеров” /1980./

  • Элеонора И. Жамиака “Господин Гамилькар” /1981./

  • Мать Индранов Р. Блаумана “Индраны” /1988./

  • Этель Э. Toмпсона “У Золотого озерa” /1995./

  • Mамуре Ж. Сарманя одноим.пьесе /1997./

  • Госпожа Скайдрите /E.Вульфа “Сенсация”/
     

  Семья
  • Почти тридцать пять лет с Гунаром Цилинским рядом до его последнего дня была его супруга прекрасная женщина выдающаяся актриса народная артистка Латвии и СССР Велта Лине. Они познакомились в Национальном театре им. А. Упита, куда после окончания актерского факультета Латвийской консерватории пришел Цилинский. Велта Лине к тому времени была одной из ведущих актрис театра. Их связало многое, в том числе любовь к путешествиям и природе, и в 1957 году они поженились.
    На взволнованные вопросы ,как она смогла связать свою жизнь с мужчиной на 8 лет ее младше (наверное, если бы этим мужчиной не был самый красивый мужчина Англ.. Латвии, это никого не волновало)она отвечала: «Всех моих потенциальных женихов или замучили, или убило на войне. Пришлось идти за молодого. (Велта Лине 1923 года)
    В 1958 году у супругов родился сын Айгар, который получил и актерское образование в Латвии, и режиссерское в Москве. Играл в нескольких фильмах; в т.ч.в 1982 году отец снял его в своем фильме «Таран».
    На фотографии рядом с бабушкой в ее юбилейный вечер девочка, ее внучка, дочка Айгара (к несчастью, его не стало два года назад) и ведущей актрисы Валмиерского драматического театра Илзе Путински. Жизнь продолжается. Девочка хочет стать актрисой. Недавно снялась вместе с мамой в фильме.
Н
  • С


 

 
   
Сайт создан в системе uCoz